ремонт квартир ремонт квартир
 
 

 

Меню сайта

Какую технику ВЫ предпочитаете видеть у себя на кухне?

Где лучше жить,В ЧАСТНОМ ДОМЕ ИЛИ В МНОГОЭТАЖКЕ?

ПЕРЕПЛАНИРОВКА (юридические аспекты)...

ЧЕХЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

СПИСОК ТЕМ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОТКРЫТИЮ. ЧИТАЙТЕ И ОТКРЫВАЙТЕ, ...


КЕРАМИКА (гончарное искусство)...

 

Главная > ДИЗАЙНЕР В КАЖДОМ ИЗ НАС!



Елена

 

Есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества. Это гончарное искусство.

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия.

По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой , ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.

Гончарное искусство – это история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей.


 

Елена

 

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать:
– эстетику;
– археологию;
– историю искусств;
– теорию конструирования форм;
– теорию цвета;
– основы неорганической химии;
– основы теплотехники;
– материаловедение;
– общую историю культуры;
– теорию орнамента;
– обладать навыками работы на гончарном круге;
– обладать навыками скульптура;
И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

Гончарный круг:
– это и своеобразная машина времени – ему уже более 4-х     тысяч лет, а он практически не изменил своей конструкции;
– это и тренажер;
– это и инструмент;
– это настройщик вашей души.


 

Елена

 

Последней стадией обработки является “обвар”. Посуда становится прочнее, меньше пропускает влагу. Еще горячую керамику щипцами вынимали из печи и погружали в ржаной или овсяный кисель, квасную гущу или молочную сыворотку. Эти клейкие жидкости, глубоко проникая в стенки посуды, надежно закупоривали ее поры. Изменялся при этом и внешний вид изделия: оно покрывалось своеобразными темными пятнами, охраняющими сосуд, по убеждению гончаров, от дурного глаза.

Со временем,  древний способ обвара применялся реже. Чаще гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла - глазурью. Под тонким слоем глазури краски и ангобы становились ярче. Еще в XVII веке для обвара печных изразцов использовали цветные глазури - “муравленые” (зеленые) н “цениные” (синие). На литых рельефных изразцах в углублениях собирался более толстый слой глазури, более темный. Рельефы при этом становились выразительнее.


 

Елена

 

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 - 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горке, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней размещают изделия. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова “горн” после выпадения неудобной в произношении буквы “р”.


 

Елена

 

Другой способом гладкого декорирования - роспись ангобами - глиняным сметанообразным раствором. Если мастера подбирали для росписи “живую глину”, то окраска всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый, серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них соли различных металлов. Оксид хрома давал травяной цвет; оксид кобальта - синий; медный купорос - бирюзовый.

Обжиг, один из самых важных моментов в изготовлении глиняной посуды. При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь, горн. Сегодня  используют электрические муфельные печи.


 

Елена

 

Все вышеописанные способы орнаментации называются у гончаров рельефными. Существовало и гладкое декорирование. При “лощении” поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным шаром. Верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину заменял более трудоемкое глазурирование. Лощеный сосуд приобретал особую красоту после “томления” или “чернения” в печи. Для этого в самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали “синюшками”.


 

Елена

 

Японские гончары до XX века обвивали сосуды тесьмой, слетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет название - “сосновоигольчатая”).

Позже для тиснения стали изготавливать специальные деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах. Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-ямочками археологи называют “ямочной керамикой”. Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Пальцевые защипы по краям сосудов характерны для скифской керамики.

Используя гончарный круг, узор на сосуд легче наносить гравировкой . Для этого использовали прихотливо вырезанные гребенки. Применяли и налепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок.


 

Елена

 

Такие фигурки еще и звучали - их делали в виде свистков. От таких игрушек-свистков - до вполне солидного глиняного музыкального инструмента - окарины. От итальянского слова “оса” - гусь, гусыня, по виду - это
толстое тело гуся с вытянутой шеей. В Италии из таких окарин до сих пор составляют целые народные оркестры.

После формовки  наступала очередь украшения - узор должен быть надежно закреплен при обжиге. Самым древним способом украшения глиняного сосуда признают тиснение. По выдавленным на поверхности горшка, узорам получили свое археологическое название многие культуры. Узоры на “текстильной керамике” получали, отпечатывая на чуть подсохшем сосуде грубые ткани и рыбацкие сети. В III - II тысячелетня до н.э. в Европе украшали сосуды оттисками
веревки или шнура, намотанного на палочку. Ее прижимали к сосуду под разными углами, получая, таким образом, “шнуровую керамику”.


 

Елена

 

С давних времен из глины делали не только сложные сосуды или прихотливые скульптуры, но и простые детские игрушки. До сих пор заслуженной славой пользуются “дымковские” игрушки из Вятской области, “филимоновские” из Тульской, “хлудневские” из Калужской, "абашевские” из Пензенской. Для них характерен обобщенный облик персонажа и яркая раскраска. Лепили такую игрушку, конечно, вручную. Игрушечник выбирал самые выразительные детали и просто прилеплял их друг к другу. Затем вся фигура промазывалась сверху “глиняным молочком”, скреплявшим ее.


 

1

 


    
   

 

Полезное на нашем сайте

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ КУХНИ И ЗАЛА(плюсы и минусы)!!!...


ЭКОНОМИЯ В ДОМЕ


РЕМОНТНЫЕ СОВЕТЫ***


Сотрудничество.
 

 



 
Главная Контакты Карта сайта

 

Сайт создан в системе uCoz